Способов определения расценок на услуги
сметчика существует достаточно много. Сказать, что какие-то из них объективные,
правильные, а какие-то – необъективные будет не справедливо. Дело все в том,
что каждый сметчик расценивает свою работу по-своему. Возможно, было бы гораздо
удобнее, если бы существовал какой-то общепринятый государственный норматив, но
на сегодняшний день такого пока не придумали. Поэтому приходится довольствоваться
теми способами определения стоимости услуг сметчика, которые сотворили сами же
сметчики.
Я бы выделил четыре таких способа.
1. «Стоимость
одной позиции в смете». Здесь все достаточно просто с точки зрения процесса
расчета. Составляется смета, состоящая из определенного количества позиций, а
далее это количество умножается на стоимость одной позиции. Да, согласен,
просто, но ведь не заказчик, не исполнитель не знает, сколько в итоге получится
позиций в смете. Заказчик в недоумении, а самое главное, все с тем же вопросом:
«Сколько будут стоить услуги сметчика?!»
2. «Процент
от сметной стоимости». Данный способ более прост в расчете, но не всегда
является объективным. Условно говоря, в смете может быть одна позиция, а объемы
данного вида работ – огромные. В итоге сметная стоимость достаточна большая, а
как следствие, стоимость услуг сметчика не поддается никакой логике. Поэтому я
предпочитаю использовать данный способ только при капитальном строительстве,
при наличии проектной документации.
3. «За
квадратный метр». Честно говоря, этот способ определения услуг сметчика очень
похож на предыдущий способ, поскольку, в конце концов, получается тот же «процент
от сметной стоимости». Разница состоит лишь в том, что конечную стоимость можно
посчитать сразу, а не дожидаться результатов работы сметчика.
4. «Абонентское
обслуживание». Это последний способ из выделенных мной. Он имеет одну определенную
особенность в отличие от трех остальных. Если три предшествующих способа больше
рассчитаны на разовые услуги сметчика, то данный способ определения стоимости
составления сметной документации более удобен при условиях постоянного
сотрудничества между сметчиком и заказчиком. В определенном смысле, это что-то
вроде зарплаты, которую работодатель выплачивает своему штатному сотруднику.
Разница состоит в том, что при абонентском обслуживании затраты на обслуживание
программного обеспечения, аренду рабочего места, покупку необходимой офисной
техники и т. п. несет сам сметчик. На мой взгляд, не сочтите это за рекламу,
наиболее удобным и объективным все-таки является последний способ, правда, он
точно не подойдет при разовых заказах.
Каждый из перечисленных методов имеет
свои плюсы и минусы. Возможно, кому-то не подойдет не один из этих методов. Ну
а какой из способов расценок на услуги сметчика выберете вы, решать, опять же,
только вам.